Нарушения речи - причины, виды и лечение нарушений речи у детей и взрослых

Нарушения речи

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» — «сапка», не «рак», а «лак».

Ринолалия

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи. Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение — дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи. Но необходимо знать, что это — не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Алалия

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов. С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР — неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания. Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга. Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д. Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций. Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия. включающего медикаментозное лечение, транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС) и логопедические коррекционные занятия с пациентом. Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

К врачу:

Вопросы и ответы

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

Возможно, Вам стоит обратиться:

Медицинский центр Горизонт

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ГЕМАТОЛОГИИ И ПЕРЕСАДКИ КОСТНОГО МОЗГА (НА БАЗЕ 9 ГКБ)

Барановичский городской психоневрологический диспансер

Вход в личный кабинет