Замедленная речь и методика ее исправления
В этом случае дети говорят крайне медленно, растягивая гласные звуки, тихо, иногда шепотом. Отдельные звуки сплошь и рядом произносятся нечетко, смазанно. Получается неясная или совсем непонятная речь. Такая речь свойственна детям вялым, медлительным, истощенным плохим питанием или болезнями, детям слабого нервного типа с преобладанием тормозных процессов.
Растянутость речи удручает самих детей и вызывает насмешки и раздражение со стороны окружающих. Поэтому дети с замедленной речью вообще стараются не говорить, чем еще более задерживается их речевое, а следовательно, и умственное развитие. В основе этого недостатка лежит чрезмерная заторможенность мозговых процессов при речевом акте, иногда вызванная неправильной работой желез внутренней секреции.
Одновременно с логопедической помощью применяется медицинское лечение, укрепляющее и возбуждающее нервную систему. Работа же воспитателя состоит в следующем. Он показывает пример правильной речи, проводит упражнения под такт для выработки четкости и постепенно ускоряет речь. Особенно полезно произношение стишков и скороговорок. Однако ускорять речь нужно осторожно, не давая ребенку непосильно быстрого темпа, когда он уже начинает путать и пропускать звуки и даже слова. Полезно договаривать начатое воспитателем в быстром темпе фразы. Хорошо устраивать инсценировки с диалогами. Эти упражнения систематически проводятся и дома.
Большое значение имеет гимнастика с быстрыми и четкими движениями, маршировка и бег с ускорением и замедлением, движение под музыку, всякого рода подвижные игры, например пятнашки, горелки, состоящие из быстрых движений и произношения слов и фраз. Но в играх с быстрыми движениями обязательно наблюдение врача. Такая работа с ребенком всегда дает хорошие результаты.