Нарушение зрения
Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм — основные виды нарушения зрения. Причем к нарушениям зрения относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодациями. Сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. Согласно данным статистических исследований из более чем шестимиллиардного населения нашей планеты страдают нарушениями зрения около четырех миллиардов человек. Причем из них используют средства коррекции, только 1,3 миллиарда.
Расстройство работы зрительного анализатора приводит к формированию преград для большого количества видов занятости. Люди, имеющие плохое зрение, не допускаются к занятиям многими видами спорта, не могут пойти на службу в элитные войска, такие как десант или войска специального назначения. Кроме того, плохое зрение не позволяет пилотировать воздушную технику и многое другое. Разумеется, все это негативно отражается на психологическом и эмоциональном состоянии человека. По причине плохого зрения для человека сразу же возникают опасности в окружающем мире – это столкновения и падения на тротуаре, опасности на автомобильных дорога и т.д.
Классификация нарушений зрения
- расстройство рефракции, которое предполагает угнетение способности глаза четко рассматривать объекты, расположенные на определенной дистанции от органов зрения;
- расстройство аккомодации, подразумевающее, к примеру, пресбиопию, или говоря простым языком дальнозоркость, когда человек не может четко рассмотреть объекты, находящиеся на различном удалении;
- расстройство периферического или бокового зрения, когда человек не в состоянии разглядеть четко предметы, расположенные по сторонам от органов зрения либо не может рассмотреть движущиеся предметы;
- расстройство адаптационной способности глаз, когда, например, зрение ухудшается при попытке приспособиться к условиям быстро изменяющего свою интенсивность освещения;
- расстройство способности глаза ориентироваться в условиях сумерек либо в затемненном помещении. Такое нарушение носит в народе название куриная слепота.
Виды нарушения зрения
- Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза.
- Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов.
- Нарушение периферического зрения - ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении.
- Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться.
- Гемералопия - нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia - куриная слепота).
Все виды нарушений зрения можно разделить на две группы – органические и функциональные виды нарушений зрения.
Органические виды нарушений зрения
Органические виды нарушения зрения включают офтальмологические патологии, которые развиваются в сопровождении структурных изменений – это атрофические поражения нерва зрения, и , а также некоторые иные. Эти нарушения зрения могут сказываться в неправильном ходе световых лучей в органе зрения.
Функциональные виды нарушений зрения
Функциональные виды нарушений зрения также могут развиваться в сопровождении изменений структурного характера. Но ухудшение зрительной функции в таком случае обусловливается совершенно иной причиной – изменениями хода лучей света, которые, проникая в орган зрения, формируют изображение объекта. Эти виды нарушений зрения имеют отношения в патологиям рефракции.
Особенности нарушения зрения
Близорукость и дальнозоркость
Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие — плохо, а дальнозоркие (гиперметропы), наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.
У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.
У дальнозорких глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне-задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе, называемые рефракционными.
Дальнозорким и близоруким людям зрение улучшают при помощи очков. Установленное перед дальнозорким глазом выпуклое стекло увеличивает преломляющую силу глаза, фокус световых лучей переводится точно на сетчатку, и глаз работает с меньшим напряжением. Вогнутое стекло, помещенное перед близоруким глазом, уменьшает его преломляющую силу, лучи от далеких предметов сходятся в желтом пятне — зрение вдаль улучшается. Использование очков, однако, неизбежно приводит к ослаблению внутренних мышц глаза, в связи, с чем со временем очки приходится менять на более сильные.
Аккомодация
Способность глаза к аккомодации исследуют с помощью, так называемой глазной эргографии, позволяющей точно определить степень зрительного утомления. Эргография также оказалась ценным методом выявления расстройств динамической рефракции глаза у близоруких детей и подростков, с ее помощью оценивают зрение лиц, занятых на тонких и точных производственных операциях.
Аккомодация глаза — важнейший регулятор функции зрения. С возрастом ее степень постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое пресбиопией, или старческой дальнозоркостью. В связи с ослаблением аккомодации человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами.
Астигматизм
Астигматизм — искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление или отражение лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие, изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.
Причины нарушения зрения
- 43% – нескорректированные аномалии рефракции, такие как дальнозоркость, близорукость и астигматизм;
- 33% – катаракта – частичное или полное помутнение хрусталика, естественной линзы глаза;
- 2% – глаукома – повреждение нерва, соединяющего глаз с мозгом, вызвано повышенным давлением внутри глаза.
Среди распространенных причин также называют:
- возрастную макулярную дегенерации (ВМД),
- помутнение роговицы,
- диабетическую ретинопатию,
- врожденную слепоту,
- трахому и онхоцеркоз.
Нарушения зрения чаще всего являются симптомами различных заболеваний:
- заболеваний непосредственно самих глаз: хрусталика, роговицы или сетчатки;
- общих заболеваний;
- заболеваний тканей, окружающих глаз, мышц, жировой ткани, сосудов.
К факторам, которые могут вызвать нарушения зрения, отнесены следующие:
- Дегенерация желтого пятна, ухудшение центральной части сетчатки;
- Механические повреждения глаз;
- Опухоли, поражающие глаз или окружающие его области;
- Наличие диабета;
- При наличии гипертонии (повышенное кровяное давление);
- При цереброваскулярных заболеваниях – заболеваниях сосудов головного мозга;
- Перенесение инсульта;
- При атеросклеротических заболеваниях (отложениях холестерина в кровеносных сосудах, в том числе в глазных);
- При заражении вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в результате заражения цитомегаловирусом, который оказывает влияние на глаза;
- При дефиците витамина А;
- При глазных инфекциях.
Причины нарушения зрения при вегетососудистой дистонии
- Слабое кровоснабжение. Ухудшение снабжение кровью зрительной системы (глаза, затылочная часть больших полушарий, проводящие пути) может привести к некорректному визуальному восприятию мира. В случае вегетососудистой дистонии, как правило, имеет место плохая работа капилляров.
- Дефицит питательных веществ. Нарушение зрения может быть вызвано неполноценным обеспечением мозга и сетчатки глаз питательными веществами. Но ведь такое отклонение является одним из симптомов ВСД. Если мозг недостаточно получает витаминов, кальция, фосфора, магния, кислорода, углерода и других веществ, то работать он будет неустойчиво. Информация от органов зрения, поступающая в него, обработается некорректно.
- Тревожное состояние. ВСД – это результат негативных мыслительных процессов, которые ввиду определенных обстоятельств перешли из сознания на подсознательный уровень и закрепились там. Очаги возбуждения мозга, которые заняты обработкой негативных мыслей, могут распространяться на другие участки, захватывая зрительные области больших полушарий. Это мешает правильному преобразованию информации, полученной от органов зрения, в тождественные образы.
При нарушении зрения во время вегетососудистой дистонии больной может иметь следующие симптомы:
- Мушки в глазах, одиночные вспышки. Это происходит периодически, как правило, при резком принятии вертикального положения.
- Потемнение общего фона видимого пространства.
- Боль в глазных яблоках. Она может быть постоянной, ноющей или проявляться при определенных условиях: ярком свете, открытых глазах или прикосновении к ним через закрытые веки.
- Искаженное изображение.
Восстановить зрение в данном случае поможет лишь избавление от причин возникновения вегетососудистой дистонии. Вы можете поднять самочувствие и улучшить зрительное восприятие, делая специальные упражнения. Полезны занятия асанами из йоги (перевернутые положения), а также дыхательная гимнастика.
Коррекция нарушений зрения
Основополагающим способом коррекции нарушения зрения является очковая коррекция. Ниже приведен список правил, которым необходимо пользоваться при использовании очков.
- Очки необходимо подбирать не реже, чем один раз в год.
- Очки должны быть правильно подобраны по форме, размеру. Если они неплотно сидят на лице и постоянно съезжают к кончику носа, то это затруднит видение через них. С другой стороны, если очки сильно сжимают нос, то из-за нарушений проходимости слезного канала могут возникнуть проблемы со слезными железами. К тому же натирание переносицы приносит постоянный дискомфорт. Желательно, чтобы дужки очков были толстыми и прочными.
- Линзы очков должны быть обязательно чистыми и прозрачными. Грязь и пятна на линзах могут быть причиной ещё больших нарушений остроты зрения. Линзы не должны иметь царапин, которые возникают, когда очки кладут линзами на твердую поверхность. Царапины чаще возникают на пластиковых линзах. Всего этого легко достичь, если использовать пластиковые линзы со специальными просветляющими, антилипидными покрытиями.
- Если очки загрязнены, их нужно мыть тёплой водой, при необходимости используя мягкое мыло. После мытья очки необходимо вытереть чистой мягкой тканью или полотенцем, а лучше всего использовать специальные салфетки из микрофибры, продающиеся в оптических салонах.
- Хранить очки нужно в доступном месте и обязательно в футляре, чтобы они не сломались.
- Очки должны быть всегда рядом с вами. Нельзя напрягать глаза.
В случае, если методы оптической коррекции не помогают, т. е. тогда когда имеются значительные нарушения зрительной функции в дело вступают специальные службы, которые осуществляют помощь этому типу населения.
Профилактика нарушений зрения
Сохранение хорошего зрения, профилактике болезней которого подчас уделяется недостаточно внимания,– задача достаточно трудная. Помимо регулярного посещения офтальмолога рекомендуется применять следующие методы.
Спорт
Занятия спортом помогут укрепить зрение и вернуть его остроту на начальных этапах развития болезни. В идеале стоит отдать предпочтение такому виду тренировок, где необходима постоянная фокусировка глаз, например, бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.
Водные процедуры
Контрастные водные процедуры способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. С утра ополосните глаза попеременно теплой и холодной чистой водой примерно 20 раз. Альтернативой могут стать горячие и холодные компрессы, которые необходимо прикладывать по очереди к векам.
Читайте правильно
В положении сидя, держа книгу на достаточном расстоянии. Ребенок может использовать специальную подставку, обеспечивающую оптимальный наклон книги. Чтение лежа недопустимо – в таком положении тела пережимаются сосуды шеи, которые поставляют кровь к мозгу. А если Вы лежите на боку, один край книги оказывается ближе другого, в связи с чем необходимая установка глаз на строку постоянно меняется. Чтение в транспорте также нежелательно. Ваши глаза из-за хаотичных движений автомобиля или автобуса вынуждены постоянно заново фокусироваться на буквах, что способствует увеличению нагрузки на органы зрения.
Витаминная диета
Для сохранения зрения рекомендуется диета, богатая каротиноидами и, в частности, лютеином и зеаксантином. Данные вещества способны накапливаться в сетчатке глаз, повышая ее защиту от вредных внешних воздействий. Кроме каротиноидов положительное влияние на зрение оказывают такие антиоксиданты, как бета каротин, витамин С, витамин Е, а также цинк и омега-3 жирные кислоты. Этими питательными веществами богаты апельсины, морковь, киви, зеленые листовые овощи (брюссельская капуста, шпинат), болгарский перец, а также орехи, бобовые, молочные продукты и яйца.
Упражнения для профилактики нарушений зрения
Специальные упражнения для зрения хорошо влияют на усиление кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус, эластичность и силу глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают усталость. Техник выполнения гимнастики для глаз очень много. Предлагаем одну из самых простых. Ее может использовать как ребенок, так и взрослый человек во время перерыва в работе или учебе. Закройте глаза и посмотрите сначала направо, затем налево. Повторите 10 раз. Не открывая глаз, совершайте круговые движения глазами по часовой стрелке и в обратном направлении (тоже 10 раз). Откройте глаза, сведите зрачки к переносице (10 раз). Выберите близкий и отдаленный объекты перед собой. Переводите взгляд с одного на другой, фокусируя зрение на каждом. В заключение снова закройте глаза и начните описывать кончиком носа в воздухе буквы, цифры или фигуры.
Упражнения для коррекций зрения
Для лечения близорукости американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений. Вот некоторые из них.
- Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
- Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего — в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
- Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
- В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
- Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
- Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.
Эти упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день. Спустя месяц сделать паузу на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует имассирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.
Специальные упражнения упражнение для глазодвигательных мышц
Упражнения для глаз (повороты, круговые движения и т. п.) входили еще в древние гимнастические системы. Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области, хорошо снимают умственное утомление. После них люди чувствуют себя значительно бодрее. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков вобласти нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и утраты ею упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.
Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение (рис. 2.3). Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5—6 раз с интервалом 30 с.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое упражнение 3—4 раза с интервалом 1—2 мин.
Упражнения, снимающие утомление глаз
- Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25—30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3—5 с. Опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
- Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1—2 с убрать пальцы. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.
Дети с нарушением зрения
Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, в период с 3 до 7 лет достигается наилучший эффект при лечении вовремя выявленных проблем. Поэтому врачи-офтальмологи говорят, что основное, что должны знать родители о зрении своего ребенка – все основные проблемы со зрением детей появляются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные со школой и "вылезает на свет" все то, что не было замечено ранее и что можно было предотвратить: близорукость, астигматизм, амблиопия.
При этом с заболеванием бороться уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, а потому усилий для получения хорошего результата будет затрачено намного больше. К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально, а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, очень сложно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.
А уже после 12 лет проблемы с нарушением зрения у детей как правило не поддаются терапии и остается только ждать окончания детства, чтобы начать бороться с проблемой по-взрослому, то есть делать лазерную коррекцию зрения и другие операции, которых можно было бы избежать. Понятно, что все это также накладывает определенный отпечаток на психологию этих людей. Кроме того такие люди подвержены всевозможного рода опасностям ввиду плохого зрения. Это и падения, столкновения на улицах, дорожно-транспортные происшествия.
Дети с нарушением зрения: классификация
Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.
Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:
- Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.
- Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.
- Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4 Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.
Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:
- Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.
- Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось.
Виды нарушений зрения у детей
Нарушение зрения у детей – это проблема, имеющаяся от рождения или возникшая в результате полученных травм. Плохое зрение у детей является серьезным поводом для беспокойства родителей. У ребенка имеются определенные трудности в изучении окружающего мира, такие дети значительно ограничены в общественных контактах, в том числе, когда поступают в детский сад или школу. Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:
- Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).
- Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.
- Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.
- Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.
- Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.
- Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.
Причины нарушений зрения у ребенка
Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.
Врожденные причины
- нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;
- дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;
- генетическая предрасположенность;
- врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.
Приобретенные причины
- травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);
- кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;
- повышенное глазное давление;
- последствия перенесенного заболевания;
- преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).
Профилактика и лечение нарушений зрения у ребенка
Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ. Специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище «ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС® Детский» - поликомпонентный продукт, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у школьника с 7 лет:
- лютеин;
- зеаксантин;
- ликопин;
- экстракт ягод черники;
- таурин;
- витамины А, С, Е и цинк.
Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7-ми лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе, и снижает риск глазных заболеваний.
Особенности развития детей с нарушениями зрения
Человек с ограниченными возможностями ежедневно ощущает трудности. Это является результатом не только его ограниченных возможностей, но и особенностей психического развития. Дети с нарушением зрения с детства отличаются от своих сверстников и требуют особого подхода, как в общении, так и в обучении. Для этого родители должны понимать необходимость и своевременность лечения и обучения.
Психическое развитие
С малых лет дети с нарушениями зрения сталкиваются с трудностями при выполнении элементарных вещей. На фоне этого у них происходит изменение психического развития. Так, общаясь со сверстниками, у которых нет проблем со зрением, ребенок чувствует себя неуверенно, так как ощущает сложности в игре, общении. Такая неуверенность может способствовать тому, что ребенок рано или поздно замкнется в себе. Взрослея, ребенок будет ощущать большую неуверенность, причиной которой может стать плохая координация движений, ориентация в пространстве. Ребенок начнет чувствовать себя обделенным, что приведет к обострению его психического состояния.
Ребенок, ощущающий непонимание со стороны окружающих, замыкается в себе и не хочет никого пускать в свой мир. Нередко в результате усугубления психического развития ребенок может проявлять агрессию по отношению к окружающим. Агрессия – это своего рода защитная реакция. К тому же, особенности психического развития ребенка с нарушением зрения заключаются в его излишней эмоциональности, ребенок становится нервным, раздражительным, все время пребывает в стрессе. Если не оказать должного внимания такому ребенку, то особенности психического развития, в частности, пребывание в постоянном напряжении, могут негативно сказаться на коре головного мозга. В данном случае возможны сбои в балансе процессов возбуждения и торможения.
Физическое развитие
Особенности физического развития детей с нарушение зрения, так же как и психического, имеют некоторые отличия, которые выделяют этих детей среди остальных. Особенностями физического развития детей, имеющих проблемы со зрением, являются: Ребенок отличается от своих сверстников меньшей подвижностью, при этом его движения неловкие, ввиду того что у него присутствуют проблемы с координацией. Упражнения выполняются медленнее, нежели обычными детьми, при этом страдает ловкость их выполнения. Движения могут быть неточными, неритмичными. Из-за измененного физического развития ребенку сложно ориентироваться в пространстве. Дети, имеющие проблемное зрение, плохо держат равновесие. Ребенку, с детства столкнувшемуся с проблемами зрения и ощутившему отличия своего физического развития, необходимо подобрать правильную программу обучения.
Программа, направленная на особенности физического развития, должна базироваться на следующих принципах: Для улучшения физического развития ребенка нужно уделить должное внимание его здоровью и нервной системе. С каждым днем необходимо совершенствовать возможности детского организма. Прикладывать максимум усилий для того, чтобы в полной мере достичь нормального физического развития. Несмотря на особенности физического развития ребенка, ему необходимо прививать интерес к различным видам деятельности. Ребенок не должен ощущать страх при выполнении элементарных вещей. Ребенка нужно воспитывать личностью. Если ребенку с нарушением зрения вовремя уделить внимание и заняться его развитием, то от особенностей его прежнего физического развития можно будет избавиться.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения
При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.
Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.
Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.
Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций
Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.
Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.